Библиотека




ИСПЫТАНИЯ ЭХОЛОТА-КАРТПЛОТТЕРА GARMIN ECHOMAP 42DV

Антон Расстегаев, наш собственный корреспондент

 

      Эхолот давно уже стал элементом базового оснащения любого приличного рыболовного катера. Для поклонника троллинга ловить без него все равно, что вдевать нитку в иголку, забыв дома свои верные «плюс пятые» очки. Мастера классического спиннинга тоже не отстают и все активней берут на вооружение современные рыбопоисковые приборы, а их требования к разрешению экрана и качеству картинки зачастую даже превосходят аналогичные у троллингистов. 

      Эталоном технического оснащения рыболовного катера для спиннинговой ловли по праву можно считать бортовую электронику на плавсредствах участников турниров PAL (Лиги профессиональных рыболовов). Здесь уже нормой являются 9-10-дюймовые экраны эхолотов и картплоттеров. Но и цена подобных игрушек вплотную приближается к стоимости японского 4-тактного 50-сильного лодочного мотора. В общем, это уже электроника далеко не бюджетная, и предназначена она для установки на серьезные моторные катера и лодки. В небольшом рыболовном судне для подобных «плазменных панелей» попросту нет места. Вот почему, откликнувшись на предложение компании GARMIN протестировать что-нибудь из новинок ее рыбопоисковой продукции, мы остановили выбор на демократичной модели echoMap 42dv c диагональю 4,3 дюйма. 

      Вариант комбинированного прибора, где в одном корпусе объединены эхолот и навигатор, выбран для теста не случайно. Наличие качественной картографии на борту уже давно не воспринимается как роскошь, если приходится часто рыбачить на незнакомых больших водоемах. Риск заблудиться с таким электронным помощником минимален… Ну, разве что, сядет аккумулятор. Неспроста же картплоттерами (чаще всего, кстати, гарминовскими) в обязательном порядке оснащают свои катера хозяева норвежских и финских рыболовных баз: и клиент не заплутает на морских просторах, и мотор целее будет – подводных камней там хватает.

      Но, конечно, не только о Скандинавии здесь речь, ведь схожие проблемы возникают и у нас при ловле на значительных по площади отечественных водоемах. И дело не только в подводных «ловушках» в виде мелей и камней, которые могут нанести серьезный ущерб вашему судну. Есть на просторах нашей Необъятной рыболовные угодья, где без навигатора пропасть – как нечего делать. Кто, например, бывал в волжской дельте – на каспийских раскатах, поймут, о чем речь. Да что там дельта, даже Рыбинское водохранилище в туман или непогоду может создать большие проблемы для беспечного рыболова. 

      Впрочем, наличие картплоттера (навигатора) в лодке – не только вопрос безопасности. Когда ты видишь на экране подводный рельеф водоема в целом, т.е. со всеми изгибами русел затопленных речек, банками, ямами и т. д., понимание, где именно сегодня искать рыбу – пройти ли троллингом вдоль русла или встать на якорь и половить взаброс на подводном бугре – приходит куда быстрее. Процесс превращается в методичный и осмысленный облов водоема, причем планировать маршрут теперь можно загодя. Ну, а база уловистых точек, которые можно хранить, пополнять и даже обмениваться с приятелями – это вообще бесценная информация для любого поклонника ужения. 

      За возможность разместить у себя на «приборке» эхолот и навигатор в одном флаконе рыболову придется заплатить свою цену, как принято сейчас говорить, но по отдельности эти два прибора соответствующего уровня однозначно выйдут дороже! 

      В общем, echoMap 42dv  (фото 1) попал на наш тест отнюдь не случайно. Это входной билет в мир приборов двойного назначения (высокочастотный эхолот плюс картплоттер), а цена билета составляет на момент сдачи номера в печать 36 125 руб. (информация взята с официального сайта www.garmin.ru). Итак, стоит ли оно того?

 

 

 

Установка на лодку

 

      Обкатать GARMIN echoMap 42dv я решил на каком-нибудь компактном рыболовном судне, где установка одного, а тем более нескольких крупногабаритных мониторов попросту не имеет смысла ввиду дефицита места. Выбор пал на надувную 4-метровую лодку под 15-сильным «Меркурием». Держатель навигатора закрепил прямо на задней капитанской банке (фото 2). Рулевой консоли в лодке нет – мотор румпельный, так что лучшего места для крепления не придумаешь. Теоретически можно наклеить на борт специальную площадку под держатель эхолота, но опасность смахнуть прибор за борт при неудачной швартовке, работе веслами и т. д. увеличивается. Последующая эксплуатация показала, что благодаря особой конструкции держателя, прибор можно разворачивать во всех плоскостях и найти оптимальный наклон экрана не составит труда. 

      Да и сам экран оказался хорош: регулировка яркости подсветки и специальное антибликовое покрытие позволяют без проблем считывать все показания даже в солнечную погоду. В выбранном положении экран фиксируется защелкой и держится надежно – случаев его самопроизвольного отклонения (опрокидывания) не было, хотя во время испытаний случались продолжительные переходы по мелкой дробящей волне. 

      Другой плюс этого крепления в том, что оно быстросъемное. Причалив к берегу, одним движением извлекаю прибор из держателя и забираю с собой. Разъемы питания и датчика эхолота остаются при этом в держателе, т. е. нет нужды развинчивать и отсоединять их по отдельности. Эта система активно используется сейчас фирмой на всех аналогичных устройствах – конструкция и впрямь удачная, с антивандальным, так сказать, уклоном. 

      Кстати, о датчике или трандьюсере, как называют его мои коллеги (когда хотят произвести впечатление своей хорошей артикуляцией). Его крепление на транец надувной (да и любой другой) лодки предусмотрено в двух вариантах: стационарном и съемном. 

      Для стационарного крепления в комплекте идет специальный металлический кронштейн (фото 3). В транце в тщательно выверенном (лучше не ошибаться) месте сверлят отверстия под крепеж, затем кабель протягивают через сквозное отверстие в транце, просверленное выше ватерлинии и аккуратно прокладывают до того места, где будет установлен сам прибор. Этот вариант больше подходит для стационарной установки на жестко корпусные суда. Мне же придется каждый раз сдувать и сворачивать «пэвэхашку» – датчик будет мешать. К тому же исчезнет возможность поиграть с глубиной погружения датчика, чтобы выяснить, не будет ли echoMap 42dv терять сигнал эхолота на полном ходу. 

      Этот момент лично я считаю крайне важным – возможность следить за мгновенным изменением глубины напрямую влияет на безопасность при управлении судном. Типичная ситуация, когда двигаясь полным ходом по незнакомой акватории и предвидя опасное уменьшение глубины, ищешь глазами экран эхолота, но прибор давно «ушел в себя», т. е. потерял сигнал от дна. Происходит это по одной простой причине – кавитационные пузырьки от днища лодки (особенно его реданов) и самого датчика, образующиеся на полном ходу, вносят сумятицу в показания прибора и тот начинает «глючить». Наклоном датчика вперед по ходу движения (дескать, сигнал на большой скорости не успевает вернуться на трандьюсер, и надо, чтобы тот «стрелял» с упреждением) проблему эту не решить. Скорость прохождения сигнала от датчика до дна и обратно, поверьте, существенно выше скорости движения вашего судна, тем более с нашими скромными глубинами плавания. Все дело здесь именно в пузырьках воздуха, которые аналогично плавательным пузырям рыб – хорошо различимые эхолотом объекты и сбивают прибор с толку. Попробовать решить проблему можно, поиграв с высотой расположения датчика на транце лодки. Вот почему подвижную штангу я очень рекомендую использовать на первом этапе: при выборе места для стационарной установки датчика на транце. 

      Но бывает, что как не двигай вверх-вниз штангу крепления, а эхолот все равно теряет дно на полном ходу. Оказывается, сама форма датчика создает турбулентность, вызывающую, в свою очередь, помехи. 

      Так вот во время испытаний мне практически сразу удалось нащупать положение датчика примерно на 5 см ниже днища на транце, при котором сигнал не пропадал даже на максимальном ходу (фото 4). Объяснить это чем-то кроме оптимальной гидродинамической формы датчика я не могу (уже не первый эхолот обкатываю на этой лодке). Ну, может быть, какое-то влияние на этот процесс оказывают удачные электронные фильтры прибора, которые отсекают все паразитные шумы, возникающие в непосредственной близости от датчика, но мне кажется, сама форма трандьюсера выбрана удачно. 

      Настал редкий случай счастья, когда на скорости 35 км/ч можешь следить за изменением глубины. Убережет ли эта информация от встречи с подводной скалой, валуном или пнем? Однозначно нет – просто не успеешь среагировать, ведь как не крути, а мы всегда видим на экране эхолота уже историю, т. е. то, что осталось за кормой. Но заметив на экране стремительное уменьшение глубины, капитан с таким прибором на борту не сядет на мель, успеет отрулить от подводной косы и избежать столкновения с каменной грядой, незаметной с поверхности. В общем, и пассажиры целее будут, и мотор не пострадает! 

      Для полноты картины стоит упомянуть, что в комплекте имеется специальное крепление-хомут для быстрой установки датчика на электромотор, а за дополнительную плату можно приобрести присоску для крепления на транце. 

      Присоска, кстати, делает весь комплект еще более компактным. В этом случае echoMap 42dv можно не крепить жестко к банке, а поместить вместе с аккумулятором в специальную сумку (я использовал мотосумку на бензобак с прозрачным клапаном под навигатор) и полностью забирать с собой из лодки после рыбалки весь комплект (фото 5). 

      Увы, есть рыболовные направления, где эта предосторожность не будет излишней. А еще такой мобильный вариант отлично годится для использования на арендуемых лодках. Вот только надежность присоски на полном ходу вызывает сомнения, и я использую ее с осторожностью – только на гребной лодке и на троллинговом ходу катера. Если присоска оторвется на полном ходу, не исключено, что датчик или кабель вскоре повстречаются с гребным винтом. 

      Что касается электромотора, крепить на него датчик не пробовал, но ввиду простоты конструкции держателя не предвижу в этом смысле никаких подвохов. А любителей половить и поплавать в полной тишине под электромотором я на водоемах встречаю регулярно – в общем, опция наверняка найдет своего пользователя. 

 

 

 

Режим картплоттера

 

      Продается «сорок второй» с предустановленной базовой картой мира. На ней можно, конечно, разглядеть Волгу и озеро Байкал, но по-хорошему, без подробной навигационной карты от НАВИКОМА (официального поставщика картографии для навигаторов GARMIN) под названием «Дороги России. Топо» или фирменных гарминовских BlueChart g2 вы не получите никакого кайфа от пользования картплоттером. 

      Мне достался прибор с картографией «Дороги России. РФ. ТОПО». Пусть вас не смущает название: помимо общей топографической информации и сети автомобильных дорог, эта карта с самым большим покрытием по России включает в себя достаточно подробные данные о внутренних водных объектах (глубины, изобаты, судовой ход, огни и проч.), которые регулярно обновляются и дополняются. Буквально недавно вышли очередные обновления для водных объектов этих карт. 

      Впрочем, надо признать, что приемлемая для рыболовных нужд подробность заложена в ней лишь для рек, озер и водохранилищ европейской части страны, да и то подмосковные водохранилища отражены с куда большей подробностью, нежели Нижняя Волга и Ахтуба. Зато стоимость карты «Дороги России. РФ. Топо» (сведения с официального сайта GARMIN) составляла на момент написания статьи всего около 3 000 руб. 

      Фирменные гарминовские карты BlueChart g2 Vision, которые оцифровываются в США и отличаются высочайшей подробностью, стоят на порядок дороже. Но, созданные именно для морской навигации, последние куда подробнее и позволяют, в частности, задействовать в нашем картплоттере функцию «Автогид». Работает она следующим образом: заводим в устройство параметры своего судна (длина, высота, осадка), и прибор сам прокладывает кратчайший безопасный маршрут до пункта назначения в обход мелей, подводных препятствий, а также с учетом высоты мостов и т. д. Путь этот можно корректировать, назначая промежуточные точки. Проблема лишь в том, что для России (за исключением некоторых районов морской навигации) высокоточных карт формата Blue Chart g2 Vision пока не существует. А вот популярная у наших рыболовов Скандинавия, да и, собственно, вся Европа – это пожалуйста. 

      Альтернативный вариант картографии для поклонников пресноводной рыбалки – это навикомовские карты формата BlueChart g2 с громким названием «Внутренние воды России». На самом деле они охватывают лишь водоемы Волго-Каспийского бассейна и стоят в 5 раз больше, чем «Дороги России. РФ. Топо», но тут уж вам и подробнейшая сетка глубин, и бакены, и выделение цветом опасных для судоходства зон и т. д., и т. п. В общем, если средства позволяют – это весьма интересный вариант для рыболова европейской части страны. 

      Прибор снабжен влагозащищенным слотом для карты памяти MicroSD. Через него простой сменой носителя можно загружать в картплоттер нужную карту с необходимым районом плаванья. Вставляю в него последнюю обновленную версию «Дороги России. РФ. Топо 6.21». Для такого водоема, как Рузское водохранилище, например, карта настолько подробна, что позволяет легко читать затопленное русло и вести лодку точно по 6-метровой бровке (фото 6). На одном из «пупков», примыкающих к руслу, (система замкнутых изобат позволяет легко прочитать этот элемент донного рельефа) попадаю на стаю окуня. Несколько проходов по сохраненному треку, и каждый раз поклевка в том же месте (фото 7). Значит, есть смысл занести эту точку в память навигатора. Делается это, как оказалось, мгновенно – одним нажатием кнопки. Потом, уже дома этой точке можно будет присвоить свой символ, название и даже дать соответствующий комментарий. А на рыбалке не стоит терять время на эту «офисную» работу.

 

 

Режим эхолота 

 

      Главный козырь EchoMap 42dv, вне всякого сомнения, – это высокочастотный эхолот, обеспечивающий чрезвычайно реалистичную, почти фотографическую картинку подводного мира (фото 8). Запатентованная GARMIN технология Down Vu появилась на эхолотах фирмы пару лет назад. У эхолотов компании LOWRANCE аналогичная система носит название DSI, но создатели Down Vu утверждают, что, несмотря на внешнюю схожесть, четкость изображения от их «высокочастотника» выше, да и алгоритмы обработки сигнала иные. Отвечает за высокочастотное сканирование подводного пространства отдельный луч трандьюсера с частотой 455 кГц, который работает на глубинах до 228 м. Помимо него в «сорок втором» трудится и классический двухдиапазонный сонар 77/200 кГц. 

      Ну, а насколько проще воспринимать подводную картину в режиме Down Vu, я убедился на первой же рыбалке. Особенно наглядной становится разница, если открыть на экране сразу два окна: с сигналом от высокочастотника и от классического датчика эхолота (фото 9). Объекты, которые находятся на дне (затопленные деревья, пни, коряги, растительность, автомобильные покрышки и т. д.) достаточно легко идентифицируются в режиме Down Vu. Картинка с классического эхолота не позволяет, например, столь уверенно отличить на дне корягу или пень от пучка подводной растительности. А это ведь не все равно, если речь, например, идет о ловле судака. 

      С другой стороны, рыба в режиме Down Vu представлена в свою натуральную величину, т. е. в масштабе экрана отображается в виде точек разной величины. Символы рыб и даже классические «полумесяцы» кажутся многим наглядней и убедительней. Так, в один из дней со мной в лодке рыбачил известный мастер ловли судака на снасточку Виктор Кобелев. Так вот он все время просил перевести экран в привычный вид, дескать – рыбок не видно. Отчасти проблема идентификации рыб решается путем изменения цветовой гаммы в режиме Down Vu. Мне, как ни странно, легче всего удавалось разглядеть рыбу в черно-белом варианте отображения. 

      И еще одно развлечение для тех фанатов рыбалки, кому неймется даже вдали от речки. EchoMap 42dv может записывать на карту памяти показания с сонара. Дома, с помощью бесплатной гарминовской программы HomePort (скачивается на официальном сайте компании) это изображение, причем с привязкой к вашему текущему местоположению, можно просматривать на экране компьютера. Заметил что-то интересное на экране – ставишь маршрутную точку для следующего выхода на воду. По-моему, гениально! Жаль, конечно, что нет в трандьюсере от EchoMap 42dv высокочастотных лучей бокового обзора (гарминовская технология Side Vu), чтобы при изучении незнакомого водоема захватывать полосу шириной метров 40-50. Но, разумеется, я слишком многого хочу за эти деньги.  

 

 

Прочие особенности

 

      Не скажу, что наличие «флэшера» (фото 10) – уникальная особенность 42-й модели, но учитывая компактность прибора, есть основания полагать, что эта функция будет задействована чаще, чем, скажем, игра тетрис в меню автомобильного навигатора. Флэшер хорош на зимней рыбалке, когда ты видишь в виде всполохов внутри градуированной окружности глубину, на которой стоит рыба, и положение относительно рыбы твоей приманки. Нужно только придумать какой-то поплавок, чтобы датчик не проваливался глубоко в лунку. А так небольшой вес и габариты прибора вполне позволяют использовать его для этих целей. 

      Да и энергопотребление у EchoMap 42dv умеренное. Во время испытаний с заряженным гелевым аккумулятором емкостью 7 Ач прибор отработал 12 часов подряд в режиме эхолот плюс картплоттер. 

      EchoMap 42dv – новая модель, поэтому, как и все приборы 2014-2015 годов выпуска, способен работать в системе как GPS, так и ГЛОНАСС. На практике это дает большую устойчивость навигации. Точность позиционирования при этом, конечно, не улучшится, но большая стабильность в приеме сигнала очевидна: в зависимости от наличия тех или иных спутников на небосводе прибор сам выбирает, с какой системой ему работать. Добавьте к этому 5-герцовый приемник (т. е. GPS-модуль обновляет свое положение с частотой 5 раз в секунду) и станет понятно, что с привязкой к местности и прокладкой трека у прибора все в порядке. 

 

 

ПЛЮСЫ

– Небольшие габариты позволяют использовать этот эхолот-картплоттер даже на малых рыболовных судах. 

– Наличие высокочастотного эхолота DownVu, позволяющего с высокой точностью идентифицировать объекты в толще воды и на дне. 

– Небольшой вес и опция в виде присоски для крепления датчика делает прибор идеальным для использования на арендуемых судах или в путешествиях. Пожалуй, это один из самых компактных эхолотов-картплоттеров на рынке, причем с набором функций, как у старших братьев. 

– Возможность использовать и в зимнее время. Такой прибор двойного назначения не грех и на снегоход поставить в качестве штатного навигатора: и дорогу укажет, и рыбу найдет, а запитать его можно от бортовой сети снегохода. 

– Экран хорошо читается даже в солнечную погоду, а универсальное крепление позволяет легко подстроить монитор под себя.

 

МИНУСЫ

– За компактность надо платить. Считывать информацию с экрана размером 4,3 дюйма совсем не так просто, как с 9 – или 10-дюймового.

 

 

 

Характеристики 

EchoMap 42dv:

Размеры: 10,2×16,8×4,6 см.

Размеры дисплея: 4,3 дюйма (5,4×9,5 см).

Разрешение дисплея: 480×272 точек.

Вес: 0,7 кг.

Количество путевых точек/треков: 50 000/50. 

Маршруты: 100.

Сонар: DownVu.

Максимальная глубина: до 701 м (при 77 kHz) в пресной воде, 

до 335 м (при 77 kHz) в морской воде.

Цена: 36 125 руб.


Дата: 09.09.2015 12:29